Другие велопоходы

ВЕЛОПОХОД ПО ГИМАЛАЯМ

Северная Индия,
30 июля - 12 августа 1999 г.

 

мы были здесь  




Все фотографии сделаны Дымниковым А.А.
Самые красивые пейзажи - здесь

 

 

Идея и организация велопохода. Участники.  ( А.Дымников )

Мечта совершить горный поход в Гималаях существовала всегда. Когда я узнал, что на севере Индии есть горная дорога, полностью пересекающая поперек весь Гималайский массив, появилась совершенно свежая идея - посмотреть Гималаи на велосипеде. Надо сказать, что в велопоходы до этого я не ездил, если не считать небольшой велопрогулки по Эстонии 15 лет назад, когда можно было питаться в столовых киселе или пудингом со взбитыми сливками и другими недоступными тогда в Питере десертами.

Идея пересечь Гималаи на велосипеде показалась сильной, и я стал искать попутчиков. Друзья и знакомые, которых я приглашал в поход в том послекризисном 1999 году, относились к моей идее как к совершенно идиотской, однако не говорили мне этого. Только Миша Бабич, любитель экстравагантных туристических выходок, сразу согласился составить компанию. Забраться на высшую точку Северной Америки пик Мак-Кинли, или поучаствовать в канадском лыжном марафоне на 170 км за два дня, или просто доехать на велосипеде до Выборга и обратно за один день (больше 260 км) - все это есть в его арсенале. Его жене Татьяне Беляевой просто некуда было деваться - пришлось ехать, а Андрей Карпиленко не успел понять, как он влип. Так нас стало четверо.

Миша Бабич и Татьяна Беляева
MBabich@pdmi.ras.ru

Андрей Карпиленко

Сан Саныч Дымников
dymaa@mail.ru

Я не буду подробно описывать наш маршрут. Это не восхождение на сложную вершину, где желательно заранее знать точки страховки и возможные места ночевок, лавиноопасные и камнеопасные участки. Этот маршрут по силам любому здоровому человеку, и каждая группа сама решит, под каким кустом (или камнем) заночевать. К тому же я почти все забыл, ведь прошло почти пять лет.

Изложу лишь общие принципы организации этого маршрута - одного из самых интересных высокогорных веломаршрутов в мире.

Маршрут Манали - Ле связывает долину Кулу (индуистская культура) и долину Инда (буддистская культура). Верховья Инда называют Малым Тибетом, там живут тибетцы.

Протяженность маршрута 485 км, дорога пересекает 5 перевалов высотой до 5328 м. Средняя высота пути более 4000 м. Описание есть в книгах серии Lonely Planet  и в интернете. По дороге ходят рейсовые автобусы, время в пути два дня.

Многие велотуристы едут из Ле (3500 м над уровнем моря) в Манали (2000 м). Ехать в противоложном направлении из Манали в Ле сложнее (больше набор высоты), и дольше на 1 день. Мы выбрали второй вариант из соображений лучшей высотной акклиматизации (чтобы избежать горной болезни, лучше начать с меньшей высоты и более постепенно ее набирать), и чтобы можно было спокойно поездить по буддистским монастырям в долине Инда в конце похода, когда станет понятно оставшееся до обратного самолета время.

Считаю, что в Дели мало интересного, и можно отложить осмотр Дели на обратный путь, если останется время. Кстати, возвращаться в Дели на автобусе рекомендуется с запасом времени. Когда мы возвращались, то встретили колонну машин, которая из-за обвала на горной дороге стояла трое суток. Поэтому при прилете в Дели целесообразно поменять валюту на рупии в аэропорту и взять такси до Северного автовокзала. Автобус в Манали отправляется около 5 вечера, в пути около 20 часов, стоил 10 долларов.

В Манали или в Кулу можно на 2 - 3 дня остановиться в гостинице и поездить вокруг для акклиматизации. В долине находится усадьба Рерихов, индуистские храмы и много интересного. К тому же долина весьма живописна. Однако летом, когда возможно проехать по этой дороге через Гималаи, в предгорной части Индии господствуют муссоны, и идет дождь, который прекращается за первым перевалом.

Мы планировали поход как совершенно автономный. Взяли палатки и спальные мешки, кастрюли и бензиновые примусы (2 шт., так как боялись, что они будут засоряться на местном грязном бензине), продукты на 5 дней, предполагая докупать по дороге. Только сыр, колбасу т\к, орехи, сухофрукты и супы в пакетике взяли на 10 дней. Докупать по дороге можно сахар, крупы, бензин. Вес общественного снаряжения и продуктов на четверых - 46 кг. Даме досталось 6 кг, мужикам - по 13.5 кг. Вместе с личными вещами мой велорюкзак весил 21 кг. Почти половину маршрута удавалось питаться в ресторанах или забегаловках. Ночевали иногда в гостинице - огромное удовольствие после тяжелого дня в горном велопоходе принять горячий душ и отправиться в ресторан (это удовольствие доступно в Keylong).

Конечно, нужно взять чай, так как в Индии нормального чая нет, все идет на экспорт. Для местного населения чай - дорогое удовольствие. В ресторанах заваривают порошок из чайных кустов, напоминает по вкусу грузинский второго сорта. Если обед в ресторане стоил 1-1.5 доллара, то за чай мы платили до 30%, заказывая по несколько маленьких стаканчиков. Чай из листьев нам предложили только в дорогом магазине ковров.

Прививок мы не делали, мыли руки перед едой (когда была возможность), и для профилактики принимали настойку боярышника перед ужином примерно по 50 - 100 г на человека, в зависимости от настроения (крепость 80 градусов, купили в Питере в аптеке). Когда боярышник кончился, перешли на местный ром, тоже неплохо. Спиртные напитки в ресторанах не подают, сухой закон, поэтому мы приносили с собой и просили пустые стаканы.

Воду брали из пластиковых бутылок (везде продается), а в горах - из ручьев, когда была уверенность, что выше по склону не пасутся стада. Перед последним перевалом в плоской долине ручьев долго не было, брали мутную воду из лужи, отстаивая и переливая. Боярышник спас и на этот раз.

Главное, что должно работать в велосипеде - это тормоза. Иначе скорость на спуске может быть очень высокой. Я разогнался до 54 км/ч, потом пришлось тормозить и поворачивать на очередную петлю серпантина над обрывом в 500 м. Встретили шустрого негритенка из США, он ехал в сопровождении автомобиля, т.е. без вещей и разогнался до 99 км/ч. Скорость на подъеме была 3-4 км\ч, но мы не слезали с велосипеда.

 

График похода

день
похода
ходовое время расстояние, км участки маршрута
Добираемся до места старта 1 - самолет Петербург - Ташкент - Дели
2 - автобус Дели - Manali 
1 5 ч 36  Manali - небольшое селение Marhi перед перевалом Rochtang
2

4 ч

36 перевал Rochtang (3978 м) - селение Khoksar
3 4 ч 30 мин 47 селение Khoksar - селение Keylong 
4 5 ч 45  селение Keylong - селение Dharcha - подъем на перевал Baralacha La
5 6 ч 40 мин 63 перевал Baralacha La (4883 м) - селение Sarchu
6 4 ч 40 мин 47 селение Sarchu - подъем на перевал Luchulungla
7 6 ч 50 мин 73 перевал Luchulungla (5065 м) - Pang - подъем на перевал Taglang La
8 6 ч 10 мин 81 перевал Taglang La (5328 м) - селение Upchi
9 4 ч 48 селение Upchi - монастырь Tiksey - Leh
10-12 по Leh и окрестностям Leh, монастыри Spituc и Stoc
обратная дорога

1 - автобусы Leh - Manali, Manali - Дели (3 дня)
2 - самолет Дели - Ташкент - Петербург

 

Высотный профиль маршрута

 

 

Дневник похода  (вели все участники)

Перелет в Дели и переезд в Гималаи

Как замечательно устроен транзитный аэропорт в Ташкенте – одна фраза: «Пассажиры, летящие на Дели и Бангкок, перейдите в другой автобус...», и сразу «советикус» с торговлей за 2-3- кг багажа превращается в полированный мрамор, фонтан, мгновенную проверку пассажиров (! Мужика отпустили в туалет ДО контроля!)...

Самолет Ташкент-Дели обманул ожидания : мы заняли места у окон, надеясь увидеть в окошко Памиро-Алай, Памир, Гиндукуш, Каракорум или Гималаи... но! Авиатрасса проложена строго на юг, т.е. после Алая – пустыни, пустыни... Оказывается, летим над Пакистаном.

В Дели выход из кондиционированного аэропорта – как в предбанник (жарко и мокро). Слава Сан Санычу! – знает, как и где меняют валюту, как едут на автовокзал...

Дели!!! Продолжу про Дели. На каждом шагу велорикши – на них больше всего любят кататься юные девушки в разноцветных кисейных длинных платьях. Дамочки в таких же развевающихся платьях, при этом иногда в мотоциклетных шлемах, разъезжают на мотоциклах позади своих мужей (не в коляске, а в седле), держа на коленях от одного до пяти детей разного возраста (начиная с грудного). Сразу вспоминаются правила перевозки детей в Америке (car-seat и т.д.).

Погрузка велосипедов на крышу такси

Правил уличного движения, как и светофоров, практически нет (движение левостороннее), все движутся единой толпой – грузовики, мотоциклы, велорикши. Все беспрерывно гудят, но при этом очень дружелюбно друг к другу относятся и никто никого не давит. Просто поразительно, как у них это получается. Однако кузова моторикш (мотороллеров) защищены приваренной водопроводной трубой, весьма помятой от столкновений. Вдоль улиц тянутся лавки, все товары выставлены прямо на улицу. Довольно приличные кварталы чередуются с жуткими трущобами. Народ очень мирный и доброжелательный, несмотря на бедность.

30 июля (1-ый день)

Время в пути 9 ч. Время движения 5 ч. Проехали 35 км

В это не верилось ни зимой (когда пришла в голову эта безумная идея), ни весной (когда искал попутчиков и все друзья отказывались от этой авантюры), ни летом (когда мы ждали окончания очередного вооруженного конфликта в Кашмире между Индией и Пакистаном, и билетов на самолет), не верится даже сегодня – мы начали пересекать Гималаи на велосипеде...

Старт состоялся под мелким моросящим дождиком в селении Манали, расположенном на берегу притока Ганга на высоте 2050 м над уровнем моря, километров на 20 выше по долине от усадьбы Рерихов. Мы покинули гостиницу в центре Манали около 11 часов утра по местному индийскому времени, отличающемуся от Питерского на полтора часа.

В Индии сейчас период муссонов, знакомый еще по школьным учебникам – сегодня мы увидели, что это такое. Вся долина заполнена облаками, и из них постоянно капает.

 

Ура!!!   Проехали первый километр.

Андрей с яком

Однако тепло, около 25 градусов, и мы выехали в одних футболках, которые сохнут на ветру и мокнут под дождем примерно с одинаковой скоростью.

Вид на долину Кулу

Ехали мы сегодня почти все время вверх, и это оказалось довольно утомительно. Основная задача на сегодня – не устать. Первый день в походе должен быть пробным. Испытать себя и велосипеды, определить подходящий темп движения. Ведь в велопоходе в горах все мы – впервые.

Manali – как в литературе XIX века (А. Грин): сказали зазывале, чтобы отнес вещи в гостиницу; спросили хорош ли номер, где тут хороший ресторан...

Маршрут: Гималаи – ну и ну! Вот это масштабы! Скалы, лес до 3000 м (гигантские ели, пихты, лиственницы...). Индусы – хорошая страна, чувствуется разница между мусульманскими и индийскими «аборигенами» - полная приветливость, отсутствие какого-либо отчуждения и неприятия. Даже у мальчишек и шоферов – везде улыбки и приветствия.

Был я в этих Гималаях – дрянь там земляника! Хотя и цветет темно–алыми цветами...

А в ресторанах в Индии хорошо – садишься, достаешь бутылку, а С.С. и К. обеспечивают ужин...

Когда мы тронулись и проехали несколько километров вверх по дороге, началась эйфория. Стало понятно, что все совершенно реально, мы проедем намеченный маршрут. Ехалось легко, а перевал ошибочно казался близким. Хотелось преодолеть перевал в первый же день. В результате мы набрали за день около километра и перестарались. За 500 м до селения Marhi, где мы решили заночевать, у меня наступил полный отруб, вся энергия кончилась, я не мог ни ехать, ни идти. Миша достал 2-х литровую бутыль резаных лимонов с сахаром, и я отпил чуть не половину. Минут через 20 силы вернулись, мышцы снова заработали, и я доехал до селения Marhi. Ночевали мы на нарах в комнатушке 2х3 м в каком-то сарае, на улице моросил дождь.

31 июля (2-ой день)

Время в пути 4 ч. Проехали 36 км

Впечатления – надписи на дорогах. Первый день подъема к первому перевалу, дорога узкая – серпантин. Два грузовика расходятся с трудом – один стоит у скалы, другой на самой малой скорости его объезжает. Движение довольно большое, начинает смеркаться, туман. Чувствуется некая тревога. Вдруг на скале табличка – no harry, no worry. Не спеши, мол, и не дергайся, все будет в порядке. Следующая – уже под самым перевалом, дорога поганая и ее все время чинят, ползем вверх из последних сил, Надпись: No one is gamma in the land of lamas . Take it easy. ( gamma - ?) Но суть ясна. Не комплексуй, мол, по этому поводу.

Быстро доехали до первого перевала (Rohtang, 3978 м) и покатили вниз. Облачность осталась, но дождь прекратился. В первом же селении Khoksar пограничники проверяли документы (дорога является стратегической, проходит недалеко от границы с Китаем, к тому же в Кашмире несколько дней назад заключено перемирие, и колонны грузовиков с оружием и войсками каждый день следовали мимо нас). Андрей Карпиленко долго и безуспешно искал в своем багаже паспорт и деньги, пока не стало ясно, что он забыл их в гостинице или на предыдущей ночевке.

У водопада на спуске с перевала Rohtang

2 пограничника с автоматами - 
каждые 2 км пути

Отправились к пограничникам. Они были совершенно невозмутимы и рекомендовали нам обратиться в полицию в следующем селении Keylong. Андрей изложил на листе бумаги историю с пропажей паспорта на английском языке, пограничник перевел на хинди на той же бумаге, все расписались и поставили печать. Эта справка о том, что у Андрея нет паспорта с визой, прекрасно заменяла сам паспорт в погранзоне, несмотря на военные действия. На объяснения ушло больше 3 часов, пришлось заночевать в Khoksar.

1 августа (3-ий день)

Время движения 4 ч 30 мин. Проехали 47 км

Легко доехали до Keylong. Утром выехали в 9.00. В Keylong приехали в 15.30, и Андрей с Таней пошли в полицию. Просили полицию запросить гостиницу про наш паспорт, деньги и билеты на самолет. Обещали запросить и передать нам записку с каким-нибудь попутным автобусом. Потратили на полицию много времени и заночевали в гостинице. Приняли душ и пошли в ресторан. Тут вдруг выключили электричество, и ужинали при свечах. Романтические настроения увеличились после первой стопки боярышника.

Пейзаж в селении Keylong напоминает археологические раскопки. Если вы идете по индийскому селению, то, несмотря на горные просторы, вас начинает преследовать характерный запах. Вы с надеждой спрашиваете, нет ли поблизости туалета. Вам ответят – нет, и обманут. Туалет – везде. Обычно улица в горном селении с одной стороны ограничена склоном, а с другой – обрывом. Большая часть индусов обращаются к склону, и лишь единицы, видимо, с более развитым эстетическим чувством, подходят к обрыву. У женщин с эстетическим чувством хуже: над обрывом не попадались.

Поля на горном склоне

Долины, по которым мы сегодня ехали, зеленые, живописные и обитаемые. Много полей, везде живут люди. В деревнях можно увидеть на крыше старой лачуги спутниковую антенну.

 

2 августа (4-ый день)

Время движения 5 ч. Проехали 45 км

Нас 1-2 раза в день обгоняют колонны военных грузовиков по 40 - 60 машин. Едем на пределе, и так кислорода не хватает, из-за выхлопных газов дрянной солярки совсем задохнуться можно. Обычно останавливаемся и пропускаем колонну.
На крутых подъемах на серпантине 20 минут едем, 20-30 минут сидим, восстанавливаемся. На спусках переход составляет от часа до двух.

Селение Dharcha

После селения Dharcha дорога ушла вверх и траверсировала склон на большой высоте над ущельем.

Особенно страшно было пересекать горную реку по щиколотку в воде. Ведь прямо с дороги вода падала вниз метров на 300!

Дорога пересекает реку над обрывом

Народ на трассе со всего мира. Встречи: парочка на вело – она – Н.Зеландия, он – Южн. Африка; компания на великах из 4-х человек (3 девицы, 1 мужик!) – австралийка, 2 швейцарки, итальянец. Парнишка–бельгиец ехал в одиночку – его мы встретили первым. Трое американцев. Парочка датчан – муж и жена, ездят больше года! – объехали всю Юго-Восточную Азию. Были в Лаосе, Таиланде, Бирме, Китае, Непале и где только еще! 20 тысяч км!!! Вот так-то.

Sign on the road: When going gets tough then tough gets going.

3 августа (5-ый день)

Время движения 6 ч 40 мин. Проехали 63 км

Сан Саныч у снежника

Поднялись на перевал Baralacha La (4883 м).
При подъеме на дороге лежал большой снежник, в котором для дороги была сделана траншея. Фотографировались на снегу. Перед самым перевалом в камнях растут крупные эдельвейсы. На перевале был сильный туман, холодно и сыро. Это даже не перевал, а огромное перевальное плато в несколько километров, с озером посередине, откуда расходятся три долины.

На перевале Baralacha La (4883 м)

Все долины в Гималаях разные

На спуске были красивые разноцветные горы, живописно отражавшиеся в разливах реки.

Лагерь рядом с Sarchu утром

Доехали до Sarchu в темноте. Лагерь поставили на ощупь. Долина расположена выше зоны леса, и даже кустов нет. Только трава иногда.

4 августа (6-ой день)

Время движения 4 ч 40 мин. Проехали 47 км

Выехали в 8 утра, до ланча (~12.00) проехали 33,6 км, сначала вниз, потом набрали ~460 м по серпантину. Почти доехали до промежуточного перевала (названия на карте нет). В начале серпантина sign: Gata loop: begin 21 loops H=4207. Петли поднимают от реки, вдоль которой перед этим ехали. Поднимались 2 часа. В конце sign: Gataloops end. H=4667.

Ночуем между двумя перевалами на высоте около 4500 м . До перевала Luchulungla осталось 7 км, 550 м набора высоты.

Немного подремали на травке, почитали описания маршрута и достопримечательностей Leh. Затем подлечились боярышником и приступили к ужину. В 20.00, как всегда, стемнело. Легли спать очень рано – в 20.40 были уже в мешках.

 

5 августа (7-ой день)

Время движения 6 ч 50 мин. Проехали 73 км

Встали чуть раньше 6 часов утра. Без 5 минут 8 уже выехали – это рекорд. Каждый день мы ставим по несколько рекордов. В начале десятого были уже на перевале Luchulungla (5065 м). Сфотографировались и покатили вниз, в потрясающе красивое ущелье. Все, у кого были фотоаппараты, быстро отсняли по целой пленке.

Дорога пробита в скале

Спуск в ущелье

Ресторан в Pang

Pang –обед в 13.00, 28 км, 2 ч. 43 мин – движения.

Останцы

Долина, плоская как стол. 4700 м

После Панга поднялись 5 км по серпантину и оказались на краю совершенно плоской долины шириной около 4-5 км и длиной около 40 км. Высота этой долины ~ 4700 м. Ехали по ней больше 3 часов, но ручьев не было видно. Доехали до начала подъема в следующую долину, к перевалу Taglang La, а ручья так инет.

На краю плоской долины

Уже в сумерках нашли огромную мутную лужу, оставшуюся от пересохшего ручья, и встали на ее берегу.

Воду из лужи сначала отстаивали, потом переливали и кипятили. Остались живы - в горах все стерильно.

Лужа

Рериховский закат

Лагерь. 4600 м

6 августа (8-ой день)

Время движения 6 ч 10 мин. Проехали 81 км

Утро. Готовим завтрак

Выехали как всегда, около 8 утра, проехали 2 км по плоской равнине, потом полезли на наш самый высокий перевал Taglang La (5328 м). В 13.30 были на перевале, дорога поганая и ее все время чинят.

На подъезде к перевалу пошел дождь и мокрый снег, загремел гром. В общем, горы показали себя. Естественно, дул сильный ветер, мы одели на себя все, что было, но зубы скоро застучали от холода. Выпили тибетского чайку в брезентовой палатке на перевале, чуть отогрелись и покатили вниз.

На перевале Taglang La (5328 м)

Дорога опять безобразная в течении 4 км, покрыта толстым слоем мокрого снега по щиколотку, и сразу за перевалом буксует длиннющая колонна грузовиков. Из-за непогоды они застряли в грязи, и их надо объезжать. От их выхлопных газов нечем дышать. Наконец серпантину ринулись вниз. За несколько часов сбросили 2 км высоты и большую часть одежды. После спуска с перевала ехали по фантастическому ущелью с красной рекой, обрамленной красными и зелеными скалами.

Буддистская ступа

Красная река

Красные и зеленые скалы

Жаль, что проехали быстро и уже в сумерках. На ночь остановились в Upchi, в комнате над кафе, устеленной одеялами.

 

7 августа (9-ый день)

Время движения 4 ч. Проехали 48 км

 

Доехали от Upchi до Leh. Ехали по долине Инда, которая становилась все шире.

Овцы в долине Инда. 3500 м

Монастырь Tiksey

Посетили монастырь Tiksey. Его здания стоят на склонах и вершине скалы, торчащей посреди плоской долины. Долины регулярно прочесываются мощными гималайскими селями, и только такие одинокие скалы остаются нетронутыми. Общее количество этажей-уровней в монастыре Tiksey – около 25-30. Потрясающе выглядит внешне, и очень интересно внутри. Посетили молитвенные помещения и библиотеку, присутствовали при молитве, наблюдали за трапезой монахов.

В монастыре Tiksey

После трапезы у монахов (их в монастыре около 40) был аукцион. Разыгрывались полезные в быту вещи – будильник, одеяло, комплект ботинок с носками, шлепанцы и т.д.

 

Монахи идут на трапезу

В монастыре Tiksey

Монахи в молитвенном трансе

Вид с крыши монастыря Tiksey

Монахи разговаривают на ладакском языке, очень близком тибетскому. Монастырь Tiksey основан в 14 веке, но и до его основания на скале было царское место, которому более 1000 лет.

8 - 10 августа (10-12 дни)

Дворец в Leh

Лех (или Ле -Leh) - столица княжества Ладак. Помимо европейцев – кого только нет, но больше всех – из Израиля. Посетили дворец короля Ладака. Он там жил до 1830 г., пока его не изгнали в монастырь Сток.

Монастырь Shey

Потом бродили по магазинам, съездили на великах еще в 2 монастыря Spituc и Stoc. Оба построены в 14 веке. Встретили всех, кто нам махал ручкой из автобусов на дороге.

Улететь из Ле в Дели не удалось, так что отправились обратно в Manali на автобусе. Едешь обратно – будто смотришь фильм задом наперед. Но на автобусе ехать гораздо страшнее – из окна видно, как глубоко падать. Машину и автобус, лежавшие в ущельях неделю назад, убрали, но появилось три новых.

В Дели до самолета оставалось полдня, и мы наняли микроавтобус для поездки в Агру. Мавзолей Тадж-Махал - поистине чудо света. Это настолько гармоничное сооружение, что можно сесть напротив и наслаждаться его пропорциями и атмосферой всего комплекса хоть целый день.

Итоги (А.Дымников )

Интересно побывать в усадьбе Рерихов и увидеть своими глазами те фантастические горные пейзажи, которые Николай Рерих изображал на картинах. Интересно прикоснуться к миру древнего и могучего Тибета, посетить буддистские монастыри в малодоступных горных ущельях. Интересно ощутить особую атмосферу индуистских храмов, пройтись по улочке горного гималайского селения с огромными деревянными домами, напоминающими грузинские дома на Кавказе. В конце концов, каждый человек должен периодически совершать поездку к святым местам, хадж или кору. Именно таким паломничеством и стал наш гималайский велопоход на крышу мира.

 

Наверх    

Другие велопоходы